краткая
история портрета

На протяжении всей истории человечества люди стремились остановить время, оставить о себе память, рассказать о себе потомкам. Но даже несмотря на то, что жанр портретной живописи развивался и совершенствовался постоянно, заказ собственного портрета был доступен далеко не каждому. К тому же даже лучший художник не мог передать образ человека таким, каким он был на самом деле.

С появлением фотографии остановить время стало намного проще. А получить фото, о котором вы мечтали, можно при помощи смартфона Huawei P10 с камерой Leica второго поколения. Мы решили проследить путь человека к своему идеальному портрету от древности до наших дней.

Пройдите путь человечества к своему идеальному портрету — от древности до наших дней.
Желание запечатлеть человеческий образ возникло еще у жителей Древнего Египта. Портреты их были чаще скульптурными, потому что и сами мастера, и их заказчики предпочитали долговечный и непортящийся материал — камень.
Древний Египет
Фараон Аменемхет III
1853-1806 гг. до н.э.
Удивительно, но портретирование не было прерогативой фараонов. Изображения самих себя заказывали чиновники, вельможи и простые граждане — их портреты появляются одновременно с портретами правителей.
Sailko [GFDL or CC BY-SA 3.0], via Wikimedia Commons
Портреты необязательно писались в присутствии заказчика. Иногда ровно наоборот, как в случае с фаюмскими погребальными изображениями в римском Египте в I–IV веках н. э. Портреты были написаны на тонких дощечках минеральными красками с использованием двух видов связующего вещества: яичного белка (темпера) и воска (энкаустика).
 
Фаюмский портрет мальчика
100-190 гг.
С учетом того, что воск быстро остывал, портреты выполнялись быстрыми и плотными мазками, что позволяло не только создать живой образ, но и запечатлеть разные психологические моменты, например мимику.
Keith Schengili-Roberts (Own Work (photo)) [Public domain or CC BY-SA 2.5], via Wikimedia Commons
Больше тысячи лет, до самого позднего Средневековья, портрет не вызывал у западноевропейских живописцев интереса. Куда более благородной работой было воссоздавать религиозные сюжеты, главные герои которых — святые, стоящие в одинаковых позах.
 
«Портрет дамы», Рогир ван дер Вейден
1460 г.
Мастера создавали не реалистичные, а идеализированные образы человека. Поэтому судить о внешности средневековой знати (простолюдины на написание своего портрета в те времена даже не претендовали) мы можем лишь по историческим хроникам.
Rogier van der Weyden [Public domain], via Wikimedia Commons
Отношение художника и общества к портрету стало совершенно иным в эпоху Ренессанса. Гораздо чаще художники стали писать не абстрактных святых, а мирских людей — с разными чертами лица, в разной одежде и позах.
 
«Немая», Рафаэль
1507 г.
Появилось огромное число заказчиков, не только из дворян, но и купцов, и все хотели тешить свое эго и видеть собственное изображение на доске или холсте. И главное — были готовы щедро за это заплатить. Художники, в свою очередь, просили позировать и простых людей, резкие и харизматичные черты которых немало вдохновляли их.
Raphael [Public domain], via Wikimedia Commons
Маньеризм и последовавшее за ним барокко привнесли в портрет небывалую пышность, доходящую порой до помпезности. Заказчики стали более требовательными: им хотелось видеть себя на картинах в самых роскошных одеждах, в самых богатых интерьерах.
 
«Портрет Людовика XIV», Шарль Лебрен
1661 год
Постепенно реализм в портретной живописи уступил место лести. Особенно четко она проступает в портретах монархов, которых писали на фоне покоренных земель — или даже прямо посреди битвы, из которой они, разумеется, непременно выходили победителями.
Charles Le Brun [Public domain], via Wikimedia Commons
Портреты менялись от эпохи к эпохе, и в каждой стране они тоже были разными. Так, портретная живопись испанского золотого века уделяла особое внимание натуре человека и порой совсем пренебрегала декорациями.
 
«Портрет короля Филиппа IV», Диего Веласкес
1656 год
Множество портретов и вовсе написано на однотонном фоне, без каких-либо интерьеров.
Velázquez [Public domain], via Wikimedia Commons
Зародившийся во Франции стиль рококо — название образовалось от сочетания легкомысленного французского «рокайль» с барокко — быстро распространился по Европе и добрался до суровой заснеженной России.
 
«Дама в голубом», Томас Гейнсборо
1770-1780-е гг.
Игривый и поверхностный рококо полюбился портретистам и их заказчикам. Собственно, многие портреты императрицы Екатерины II написаны именно в этом стиле.
Thomas Gainsborough [Public domain], via Wikimedia Commons
После рафинированного рококо и строгого классицизма романтизм привнес в портретную живопись откровенность и неожиданную открытость. Художники, работавшие в стиле романтизма в начале XIX века, больше не удовлетворялись поверхностной передачей внешних признаков, они не хотели тратить свой талант на дотошное выписывание деталей костюмов.
 
«Портрет Делакруа», Теодор Жерико
1818-1819 гг.
Самым главным для романтика было подчеркнуть двойственную природу человека: показать не только внешность, но и внутреннюю борьбу с самим собой. Для этого мастера прибегали к контрастной игре света и тени, которая придавала портретам мистическое, а иногда даже пугающее настроение.
Theodore Gericault [Public domain], via Wikiart
В 1837 году во Франции появился предшественник современной фотографии — дагеротип. Названный в честь своего изобретателя Луи Дагера, первый дагеротипный снимок получился после одиннадцати лет разнообразных экспериментов.
 
Луи Дагер, автопортрет
1837-1848 г.
Фотографический процесс Дагера основывался на светочувствительности йодистого серебра. Но у дагеротипии было множество недостатков, главный из которых состоял в том, что изображение получалось нечетким, а сам снимок — очень хрупким. И всё же это был первый шаг на пути к идеальному портрету — фотографии.
Jean-Baptiste Sabatier-Blot (1801-1881) [Public domain], via Wikimedia Commons
Фотография становится четче. В 1839 году американец Роберт Корнелиус не только смог усовершенствовать технологию дагеротипии — благодаря его химическим экспериментам изображение стало более четким, — но и сделал первое в мире селфи.
 
Роберт Корнелиус, автопортрет
1839 г.
А 27 мая 1850 года на заседании Французской академии наук была презентована альбуминовая печать, ставшая главным способом получения позитивов до конца XIX века.
Robert Cornelius [Public domain], via Wikimedia Commons
Уже к концу 1850-х годов процесс дагеротипии, который еще недавно считался прогрессивным, был смещен следующим поколением фотографии — коллодионным процессом. Любопытно, что процесс был изобретен во Франции и в Англии почти одновременно. Но англичанин Фредерик Скотт Арчер стал первым, кто зарегистрировал изобретение по всем правилам.
 
Портрет Фредерика Скотта Арчера
1850-е гг.
Мокрый коллодионный процесс произвел революцию в фотостудии: он позволял получать четкие фотографии с короткой выдержкой. Больше не нужно было по несколько минут сидеть неподвижно, иногда даже стараясь не дышать, перед фотоаппаратом, чтобы изображение ненароком не получилось смазанным.
Zp at cs.wikipedia [Public domain], from Wikimedia Commons
В 1903 году братья Люмьер запатентовали первую в истории технологию цветной фотографии — автохром, — которая преобладала в искусстве фотофиксации следующие двадцать лет.
 
Портрет великой княжны Анастасии Николаевны
 1913 г.
Более того, фотография становилась доступна не только профессионалам, но и обычным людям. В 1900 году в продаже появился фотоаппарат Kodak Brownie. Он не только был прост в обращении, но и стоил всего один доллар.
By Boissonnas et Eggler, St. Petersburg, Nevsky 24. – Bain News Service, publisher. [Public domain], via Wikimedia Commons
В 1925 году в мире фотографии произошел очередной переворот: в продажу поступила камера Leica I (название получилось из сочетания первых слогов слов Leitz Camera). Leica I была мечтой фотолюбителя, причем мечтой компактной и недорогой.
 
Альфред Эйзенштадт, автопортрет
1947 г.
«Маленькие негативы — большие фотографии» — такой был девиз у изобретателей этой камеры. И не было ничего удивительного в том, что фотоаппарат моментально приобрел популярность и у профессиональных фотографов, и у любителей.
Self-portrait of photographer Alfred Eisenstaedt via Getty Images
В послевоенные годы главной целью портретной фотографии стала красота. Мир глянца, ярких красок, постановочных картинок и экспериментов с цветами — вот к чему стремились фотографы 1950-х. Портретная съемка также участвовала в этой гонке за красотой.
 
Обложка журнала Vogue, Эрвин Блюменфельд
1951 г.
В эти годы цветной снимок стал более доступным, преимущественно благодаря слайдам Kodachrome, появление которых стало таким же революционным событием в истории портрета, как и изобретение черно-белой фотографии.
Model Lillian Marcuson Photo by Erwin Blumenfeld/Condé Nast via Getty Images
Компания Polaroid начала выпускать камеру, которая моментально печатала снимки, еще в 1948 году. Но пик ее популярности, несомненно, пришелся на 1980-е. В фотоальбомах почти каждой семьи до сих пор можно найти снимки Polaroid того периода.
 
Портрет Роуз Келли
1974 г.
Тогда это казалось невероятным: чтобы получить фотопортрет, не нужно больше запираться в темной комнате и проявлять пленку — достаточно просто нажать на кнопку. Polaroid использовали в своем творчестве такие знаменитости как Энди Уорхолл, Хельмут Нютон, Майкл Лукас.
Roz Kelly Polaroid, Photo by Ginny Winn/Michael Ochs Archives/Getty Images
Но в 2008 году жизнь миллионов фотопрофессионалов и любителей стала легче, причем в буквальном смысле слова. В продаже появился первый в мире беззеркальный цифровой аппарат.
 
Портрет девушки
2000-е гг.
Из-за отсутствия зеркал камера стала меньше (как и оптика к ней) и перемещаться с ней стало удобнее.
Unsplash by Matheus Ferrero
К началу XXI века фотоаппарат практически исчез из жизни обывателей. Он стал частью смартфона, а тот, в свою очередь, превратился в настоящий инструмент для творчества.
 
Фотопортрет девушки, Джозефин Мексепер
2017г.
Впервые в истории натурщик не только не зависит от настроения художника — он сам становится художником. С помощью камеры Leica, установленной в Huawei P10, можно не только с легкостью делать портретные снимки, но и совершенствовать их.
Фото сделано на смартфон Huawei P10

Больше не нужно идти в фотостудию за идеальным портретом. Достаточно достать из кармана Huawei P10 с двойной основной камерой Leica второго поколения и сделать снимок.

В Huawei P10 множество настроек специально для портретной съемки, в том числе функция автоматического улучшения портрета. А объектив основной камеры смартфона SUMMILUX-H от Leica оснащен системой оптической стабилизации, которая гарантирует четкое изображение даже при слабом освещении.

узнать больше